Необходимость создания судостроительного завода на Севере появилась еще в годы первой пятилетки, когда в 1926 году в стране была принята программа военного кораблестроения. Правительство решает модернизировать кораблестроительные заводы и срочно приступить к созданию новых. В марте 1936 года правительственная комиссия во главе с начальником проектной организации «Союзпроектверфь» Т.В. Сафроновым прибыла в г. Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате обследования комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины. В 1936 году началось строительство завода, и уже через год возле Николо-Корельского монастыря был построен поселок Судострой.
Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года – день закладки на стапеле первого корабля, линкора «Советская Белоруссия». Заводу был присвоен номер 402.
Созданный для постройки крупных кораблей – линкоров и крейсеров – завод в годы войны приступил к строительству больших морских охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтеров, плавбаз и плавмастерских, также обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и ремонт судов, доставлявших Северным морским путем грузы союзников. До 1945 года отремонтировано 139 кораблей и судов, осваивались и выпускались новые виды военной техники.
В первые послевоенные годы завод № 402 оставался основной базой на Севере страны по ремонту кораблей ВМФ, участвовал в реализации программы «Десятилетний план военного кораблестроения на 1946-1955 годы». В начале 1950-х закончилось строительство первой очереди завода. К середине 1950-х на северодвинской верфи сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций. По проекту В611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провел стрельбы. Всего на Севмаше до 1962 года построено 33 ДЭПЛ.
24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627. Через три года АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, в 1962 году получила название «Ленинский комсомол». За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.
Атомные субмарины второго поколения проекта 667А создавались в ответ на строительство в США в начале 1960-х годов АПЛ типа «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. Головной корабль был передан флоту в 1967 году. За пять лет в строй введены 24 атомных ракетоносца. Паритет с США по морской составляющей ядерных сил был достигнут. В 1972-1974 годах в Северодвинске построено 10 АПЛ проекта 667Б с 12 межконтинентальными баллистическими ракетами. АПЛ проекта 667БД имели на вооружении 16 ракет. В 1976 году в состав флота начали поступать подводные ракетоносцы проекта 667БДР, а в 1984-ом 667БДРМ, вооруженные 16 морскими ракетами с разделяющимися головными частями.
В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов.
В середине 70-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности Севмаша были удвоены. В 1980 году построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. Год спустя вошел в строй головной подводный ракетоносец проекта 941 (сейчас крейсер «Дмитрий Донской») с ракетным комплексом «Тайфун». Эта АПЛ занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая атомная подлодка в мире. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 80-90-х годах построена серия многоцелевых АПЛ проекта 971.
Всего Севмаш передал Военно-морскому флоту 140 атомных подводных лодок. Труд коллектива получил достойную оценку: 23 корабела в разные годы были удостоены званий Героев: Советского Союза, Российской Федерации, Социалистического Труда, Труда РФ.
Перечень кораблей, построенных на Севмаше.*
1.Надводные корабли.
1. Большие охотники проекта 122А – 23 единицы (1944 – 1947 гг.)
2. Эскадренные миноносцы проектов 30, 30К и 30бис – 20 эсминцев (1947 – 1953 гг.)
3. Легкие крейсеры проекта 68бис – 2 крейсера (1954 – 1955 гг.)
Всего 45 надводных кораблей.
2.Подводные лодки.
1. Дизель-электрические подводные лодки проекта 611 и АВ611 – 17 ДЭПЛ (1956 – 1958 гг.)
2. Дизель-электрические подводные лодки проекта 629 и 629Б – 16 ДЭПЛ (1959 – 1962 гг.)
3. Дизель-электрические подводные лодки проекта 636 – 2 ДЭПЛ (на экспорт 2005г.)
Всего на заводе построено 35 ДЭПЛ.
3.Атомные подводные лодки первого поколения.
1. АПЛ проектов 627 и 627А – 13 АПЛ (1958 – 1964 гг.)
2. АПЛ проекта 658 – 8 АПЛ (1960 – 1962 гг.)
3. АПЛ проекта 645 –1 АПЛ (1963 г.)
4. АПЛ проекта 675 – 16 АПЛ (1963 – 1966 гг.)
Всего построено 38 АПЛ первого поколения.
4.Атомные подводные лодки второго поколения.
1. АПЛ проектов 667А и 667АУ – 24 АПЛ (1967 – 1972 гг.)
2. АПЛ проекта 661 – 1 АПЛ (1969 г.)
3. АПЛ проекта 667Б – 10 АПЛ (1972 – 1974 гг.)
4. АПЛ проекта 667БД – 4 АПЛ (1975 г.)
5. АПЛ проекта 667БДР – 14 АПЛ (1976 – 1982 гг.)
6. АПЛ проекта 705К – 3 АПЛ (1977 – 1981 гг.)
7. АПЛ проекта 667БДРМ – 7 АПЛ (1984 – 1990 гг.)
Всего построено 63 АПЛ второго поколения.
5.Атомные подводные лодки третьего поколения.
1. АПЛ проектов 949 и 949А – 13 АПЛ (1980 – 1996 гг.)
2. АПЛ проекта 941 – 6 АПЛ (1981 – 1989 гг.)
3. АПЛ проекта 685 – 1 АПЛ (1983 г.)
4. АПЛ проекта 971 – 7 АПЛ (1988 – 2001 гг.)
Всего построено 27 АПЛ третьего поколения.
6.Атомные подводные лодки четвертого поколения.
1. АПК проекта «Борей» - 3 АПП
2. АПК проекта «Борей-А» - 4 АПЛ
3. АПЛ проекта «Ясень» - 1 АПЛ
4. АПЛ проекта «Ясень-М» - 3 АПЛ
5. Исследовательская подводная лодка «Белгород»
Итого: 40 ДЭПЛ и 140 АПЛ.
*Все сведения, использованные в исторической справке, взяты из материалов открытой печати.
Приказы по переименованию предприятия
1. Приказом народного комиссара оборонной промышленности СССР №0209 от 20 сентября 1937 года Архангельский судостроительный завод подчинен наркому оборонной промышленности и назван «Завод № 402 НКОП СССР».
2. Приказом народного комиссара оборонной промышленности СССР № 449 от 2 декабря 1938 года организовано Управление директора строящегося завода № 402.
3. Приказом министра судостроительной промышленности СССР №0353 от 9 сентября 1959 года завод №402 преобразован в Северное машиностроительное предприятие.
4. Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0298 от 26июля 1985 года Северное машиностроительное предприятие преобразовано в Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
5. Приказом Министерства экономики РФ №245 от 23 июня 1998 года Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» переименовано в Государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ГУП «ПО «Севмашпредприятие»).
6. Приказом Российского агентства по судостроению № 35 от 21 февраля 2001 года ГУП «ПО «Севмашпредприятие» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ФГУП «ПО «Севмаш»).
7. Указом президента РФ №394 от 21 марта 2007 года и распоряжением Территориального управления имуществом по Архангельской области №457-р от 27 марта 2008 года ФГУП "ПО "Севмаш" реорганизовано путём преобразования в Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (ОАО "ПО "Севмаш").
8. 29 сентября 2015 года внеочередным общим собранием акционеров АО «ПО «Севмаш», утверждена новая редакция устава общества, 13 октября 2015 года устав зарегистрирован в МИФНС №9 по Архангельской области и НАО. В соответствии с новой редакцией устава полное фирменное наименование общества является акционерное общество «Производственное Объединение «Северное машиностроительное предприятие», сокращенное фирменное наименование – АО «ПО «Севмаш».